Форум » Михаил Шестов: годы, открытия, интервью » Эксклюзивное интервью Михаила Шестова для интернет-магазина «Мой мир» » Ответить

Эксклюзивное интервью Михаила Шестова для интернет-магазина «Мой мир»

kleo05.05: MoyMir.ru: Все Ваши достижения впечатляют. Хотелось бы остановиться подробнее на тематике изучения иностранных языков. М. Шестов: Я сам был, с детства, объявлен всеми преподавателями и репетиторами неспособным учеником. «Учили» меня английскому, безрезультатно, годами. Только самоучитель г-жи Бонк отнял у меня полтора года жизни. В 1985 году я пришел к выводу, что упражнения «развивающие» навыки устной речи, на которых построены все учебники, на самом деле обучают английской письменной грамматике! Поэтому, попав в ситуацию, когда незнание английского стало главным тормозом профессионального и творческого развития, я разработал свои, ни на что не похожие упражнения. В 1987 году я вел очные курсы быстрого совершенствования в языках, которые помогали всем. К сожалению, я не мог лично обучить более 100 человек в месяц (а количество желающих освоить язык, по моему методу, в начале 90-х годов, «зашкалило» за 100 тысяч человек), поэтому я начал записывать некоторые из моих лекций на аудио- и видеокассеты. Вот так, в 1995 году и появился на свет мой первый очно-заочный курс. А в 1997 году – первый заочный. К публикации «Всеобъемлющего» курса для заочных или самостоятельных занятий меня подтолкнуло желание помочь практически коллегам и людям любого возраста и уровня знаний. Тем, у кого нет возможности заниматься у меня очно, и тем, кто безрезультатно посещает «школы» английского или не может следовать «простым» рекомендациям самоучителей, то есть, разработать действительно комплексный «постановочный» курс. Ведь в моих книгах, я давно описал, как правильно учиться и обучать (полемики не последовало, а угрюмое «преподавательское молчание» – знак согласия), но и это не помогло. С тех пор, улучшились только рекламные тексты и «отзывы благодарных покупателей». Теперь они новые и даже очень умные – идиллия, но не методики: «старые, как мир», странные или «без начала – без конца»... Сплошь и рядом: зубришь слова или грамматику по книжкам – запоминаешь «образами», «смотришь часами на мелькающие на экране слова», «кушаешь и слушаешь» или «слушаешь, читаешь и повторяешь»... Люди мне снова жалуются, что даже сотни повторений не помогают, да и психика, мол, тоже не укрепляется. MoyMir.ru: В чем суть метода Михаила Шестова и отличие от других? М. Шестов: Человек до 12 лет (то есть примерно до начала периода полового созревания) – это существо которое впитывает информацию. А после 12–14 лет – человек становится существом готовым (в некотором смысле и с небольшими погрешностями) передавать информацию следующему поколению. И обучать человека после 12–14 лет (то есть – взрослого) теми же методами просто ГЛУПО! Заставлять зубрить правила и повторять (произносить) слова «абы как» – тоже ГЛУПОСТЬ! Подтверждение этому – сама практика. Миллионы россиян учат английский язык, в школе, в вузе, с репетиторами, на курсах, но подавляющее большинство либо вообще забывает все, чему учили, либо, даже вызубрив грамматику, для слуха образованного англичанина говорят примерно так, как мы воспринимаем речь мигрантов из наших бывших южных республик. До сих пор вся система обучения языкам в России была способна выдавать только единичные результаты овладения языком на уровне носителя. Достигалось это многими годами учебы и стажировок, особыми способностями конкретного человека, но никак не достоинствами самой системы. MoyMir.ru: Интеллигентная орфоэпия, то есть правильное произношение, свободное чувство языка сразу отличают представителя образованного и влиятельного сословия. Именно это Михаил Шестов сделал основой своего метода, принесшего ему по праву всемирную известность. Россияне, желающие выучить язык, обращаются к нему с последней надеждой. Преподаватели, чьи ученики, выезжая за рубеж, не понимают иностранной речи, приходят к Михаилу, разочаровавшись в консервативной системе обучения… М. Шестов: Оказывается, пользуясь моим методом, возможно за весьма ограниченное время получить стойкий навык говорить и писать правильно, причем не примитивные, адаптированные тексты, а усвоить живой язык, на котором реально общаются «в лучших домах». Не растеряются мои ученики и среди простого англоговорящего народа. Для занятий нет ограничений по возрасту, по способностям. Мой метод учит английскому языку так, как мы осваиваем с рождения свой родной язык в семье и в общении с миром. Если ребенок растет в интеллигентной и богатой языковой среде, он невольно усваивает навык грамотной речи и хорошего произношения. При этом – не задумываясь о языковых нормах, правилах грамматики, стилистики и пр. Нас ведь не удивляет, что пятилетний маленький человечек из образованной семьи уже способен свободно излагать свои мысли, непринужденно строя сложные предложения? Я нашел самое слабое звено в зубрежке иностранных языков. Современная система их изучения заставляет сначала освоить самое сложное, а потом уже спускаться к простому. Как если бы вместо того, чтобы повторять с ребенком слова и предложения, разъясняя ему их смысл, поправляя произношение, мы сначала заставили бы его прочитать труды филологов, а потом предложили выучить словарь русского языка. Редкий гений долетит до середины такого мероприятия с неповрежденными мозгами. Споры о том, какой вариант английского языка лучше брать за основу – чисто английский или американский, на самом деле – вариант спекуляций на нервах потребителей. Результаты обучения по методу Михаила Шестова неопровержимо доказывают – универсальный, «театральный» английский, годится для любой среды и не теряет своей актуальности по любую из сторон Атлантического океана. Многолетнее изучение фонетических деформаций живого английского языка позволило мне найти способ научить идеальному произношению практически любого человека. Особенно и детям, и взрослым нравятся уроки интеллектуальной машинописи, которые не только дают навык грамотного письма на английском языке, но и очень способствуют дальнейшей легкости и уверенности в свободном общении. MoyMir.ru: Подходит ли Ваш метод обучения для детей? Неужели они должны сначала учить английский «как придется», а только потом, по мере взросления, приступать к занятиям по Вашему методу? М. Шестов: Метод можно использовать для обучения детей, в возрасте от шести лет. Требуется просто обеспечить усидчивость на 10–15 уроков, по 40–45 минут. У них правильный «архив» формируется значительно быстрее, чем у взрослых. Материал очень интересный. Он вызывает привыкание к хорошему английскому. Приведу яркий пример. У меня занимались отец и сын, а в соседней комнате, находится их, соответственно, внук и сын, семи лет – носитель английского языка. Так вот, в один прекрасный день, он отложил фломастеры и попросился почитать вместе с папой и дедушкой... А обычно, как Вы знаете, детей очень сложно заставить учиться. Многие родители, желая дать своим чадам самое лучшее и с раннего детства выучить их классическому английскому языку, отправляют детей в зарубежные школы чуть ли не с грудного возраста. Как ни странно, искомый результат, чаще всего, не достигается. Во-первых, среди соучеников нашего малыша может оказаться немало детей из стран третьего мира, владеющих английским ничуть не лучше. В такой среде усвоить ломаный английский проще, чем язык великого Шекспира. Во-вторых, ребенок, оторванный от семьи, в любом случае, учится и развивается хуже. В-третьих, платные школы не заинтересованы отчислять даже неспособных учеников, и интеллектуальная среда часто оставляет там желать лучшего. Поэтому не удивляйтесь, если вернувшееся из дальних краев дитятко замечательно научилось играть в бейсбол или гольф, а в письменной работе делает по три опечатки на строку, да и изъясняется на неком молодежном сленге. MoyMir.ru: Провокационный вопрос – Вы считаете, что все другие методики, исключая Вашу, неэффективны? М. Шестов: Есть хорошие авторские методики для индивидуального обучения, авторам которых не дают развернуться существующие государственные и коммерческие образовательные «структуры». В некоторых методиках группового обучения присутствуют элементы здравого смысла – но только элементы. А для изучения языка нужна эффективная система-«матрица», которая подходит всем, а не только отличникам и хорошистам. Отсутствие законченных методов обучения иллюстрируется следующим фактом: преподавателям, которые «взялись» за английский, когда им было за 20 – бывшим выпускникам неэффективных курсов или «лингафонных» языковых вузов – самим переводчики и редакторы требуются! Поэтому им до сих пор и приходится нанимать для начитывания видео- и аудиокурсов англоязычных профессоров и актеров (Uncle Ben & Sister Martha will always help нам – митрофанушкам). Ну, не удалось пока самим авторам научиться качественно говорить и писать. Попросите любого по телефону произнести, целиком и по буквам, слова: «scissors» или «thirtieth»... Ни «расширять», ни «имитировать» они не умеют... Сапожники – все ещё без сапог. MoyMir.ru: Сколько времени потребуется на изучение или совершенствование английского по методу Михаила Шестова? М. Шестов: От 60 часов до 160 часов. Результаты зависят от точности следования методическим рекомендациям. Все дело в нюансах, как я уже упоминал. Приведу типичный пример. Приходит на очное обучение мама и ее девятнадцатилетний сын (кстати, лучший ученик одной из московских школ), его папа занимается дома по моим заочным материалам. Отец находится в США уже год, но общается с американцами с помощью жестов и нескольких фраз. Мама и сын недавно прибыли в страну, находятся под «иммиграционным стрессом». Поэтому я, очень медленно и спокойно, адаптирую их к новым условиям. В течение 10 часов ставлю им произношение, одновременно ведя борьбу с желанием мамы объявить себя самой неспособной (она рефлекторно повторяет фразу: «У меня ничего не получится...») и привычкой сына-отличника постоянно вступать в диалог с преподавателем. Уговоры и намеки не действуют. Говорю им прямо: «Теперь вы будете делать только то, что я рекомендую. Разговоры и вопросы, без разрешения, запрещены». Эффективность обучения поднимается до обычного уровня. Конечный результат – через 60 часов занятий у отца, который не сомневался в своих способностях и не задавал ненужных вопросов, полностью снялся «страх речи»; матери, для достижения аналогичных результатов, понадобилось около 100 часов; сыну понадобилось 120… MoyMir.ru: Можно ли научиться правильно говорить и понимать, не заучивая грамматические правила? М. Шестов: Если человек пытается вызубрить лингвистические термины и правила, он учит письменный, а не устный английский, уподобляясь ученому-лингвисту. В реальных жизненных ситуациях, о правилах никто не вспоминает. Язык осваивается или улучшается только через проговаривание грамматически безупречных фраз, с хорошим произношением, в результате чего, где-то в голове у ученика создается «правильный архив», который, в дальнейшем, мешает говорить неправильно! Нужно создать привычку говорить, почти правильно, в течение каких-то конкретных промежутков времени. Это называется «абсолютная грамотность» или «автоматизация добротных навыков». Так вот, существующие курсы учат сегментарному, «тематическому» (в магазине, в трамвае, в ресторане и т. п.) подходу к языку и не обеспечивают автоматизации речевого процесса. MoyMir.ru: Ваш метод изучения английского языка существует в виде заочного курса. Вы не могли бы пояснить, почему именно заочный вариант, а не для самостоятельных занятий? М. Шестов: По моему мнению, все курсы для самостоятельных занятий, в некотором роде, надувательство, так как подавляющему большинству людей требуются методические советы, то есть общение с опытным преподавателем, методистом. Поэтому наилучшими способами обучения являются очные и заочные курсы. MoyMir.ru: Важный вопрос – как один и тот же заочный курс может использоваться и при изучении языка с «нуля» и при владении языком на определенном уровне? Или следует сначала разобраться в том, что считать уровнем владения иностранным языком? М. Шестов: Дело в том, что и у преподавателей СНГ, и учеников никакого «уровня» и нет. Все занимались по одинаковым учебникам. Ошибки все делают одинаковые. Этот «уровень» улучшить невозможно. Нужно сформировать новые навыки – параллельные неправильным. У тех, кто владеет каким-то там английским небольшое преимущество, так как мы не перечеркиваем и не удаляем старую (грамматическую, пунктуационную, лексическую) информацию, а используем ее как дополнительный архив. После нашего курса, любой ученик может свободно продемонстрировать, как он владел английским до прохождения через него... MoyMir.ru: Ваша методика существует только в заочном варианте или есть очные курсы? М. Шестов: Да, сейчас в Москве проводятся постоянные очно-заочные курсы. MoyMir.ru: Михаил Юрьевич, благодарим Вас за интересный рассказ. Желаем Вам успехов в Вашей деятельности, а также успехов Вашим ученикам.

Ответов - 0



полная версия страницы